добавить в избранное  написать нам
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №61

РОМАШКА

г.Мытищи, улица Колпакова, д.26, корпус 1
ГЛАВНАЯ    ФОТОГАЛЕРЕЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ   КОНТАКТЫ

Как слушать ребенка

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере   его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли.  Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием». Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать. 

Активно слушать ребенка – значит «возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Приведем примеры и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Сразу заметим, скорее всего, такие ответы вам покажутся непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

- Ну, ничего, поиграет и отдаст…

- Как это ты не пойдешь в школу?!

- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием взрослый как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает на самого родителя). Многие родители, которые впервые попробовали «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Вот случай, рассказанный папой семилетнего мальчика.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет. «Денис,- обратился он к сыну,- ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».

И в результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину и они быстро зашагали к автобусу.

Итак, каковы же важные особенности и правила беседы по способу активного слушания?

Во-первых, если хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.  Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету,  сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать.  Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые очень хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:

СЫН ( с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

- А что случилось?

- Ты что, на него обиделся?

Почему первая фраза родителя более удачна? Потому, что она сразу показывает, что родитель настроился на эмоциональную волну сына, что он слышит и понимает его огорчение. И хотя отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.  Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация,  а вот реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

В-третьих, очень важно держать паузу. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать.  Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы – рядом.  Помолчать хорошо и после ответа ребенка – вдруг он что-то добавит.  Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нем происходит сейчас очень важная и нужная работа.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу.

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Так, в нашем примере слово «водиться» отец заменил на «дружить». Практика показывает, что даже если вы и используете те же фразы, но при этом точно угадываете состояние ребенка, он, как правило, ничего не замечает, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к поправке и покажите, что вы ее приняли. Так, в примере с двумя детьми, мама только на третий раз угадала, что произошло с девочкой и ее братом. («Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал»). И после этого дочка сразу успокоилась.

 Хочется снова отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и овладеть ею непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их, по крайней мере, три. Они также служат признаками, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислим их.

1.                  Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2.                  Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений. Некоторые родители даже рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.

3.                  Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Конечно, навыки общения вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения. И через некоторое время вы с удивлением заметите, что ваш ребенок довольно быстро начнет активно слушать вас!

 

(по материалам книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком КАК?»)

 

 


Отзывы и предложения
Если завтра в детский сад
Уроки логопеда
Мир природы
Музыка в нашей жизни
Устами младенца
Консультации для родителей
Вернисаж
Семья и семейные ценности
Контакты
Наши проекты
Полезные ссылки
Летние досуги
План мероприятий
Наши награды
Каникулы
Страничка педагога - психолога


Мы посадили своё дерево!
Акция "Наш лес - посади свое дерево!" 2017
Общее родительское собрание 2017 г
Вирус Коксаки: болезнь грязных рук
Здоровье-мудрых гонорар или что вы знаете об инсульте
Документальный фильм "Урок на всю жизнь"

Читать все новости...



создание сайтов Profitsite © 2008 - 2017 ДС№61 Ромашка
Все права защищены