добавить в избранное  написать нам
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №61

РОМАШКА

г.Мытищи, улица Колпакова, д.26, корпус 1
ГЛАВНАЯ    ФОТОГАЛЕРЕЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ   КОНТАКТЫ

Развиваем мелкую моторику рук у детей

Известный педагог Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
     С Василием Александровичем трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.
Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение. Мелкая моторика тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
        Когда нужно начинать развивать мелкую моторику ребенка?
    Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для маленького ребенка. В пальчиковых играх отрабатываются статические и динамические движения.
     В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.
      Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами.
     Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

  • 1-я группа - пальчиковые игры без предметов;
  • 2-я группа – пальчиковые игры с использованием атрибутики;
  • 3-я группа пальчиковые игры с предметами.

     Пальчиковые игры без предметов

     В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Мы (воспитатели) рассказываем детям маленькие сказочки (можно с продолжением) ; сопровождаем действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии взрослых. Например:

  • Игра «Скакалка».

     Ц е л ь. Тренировать большие пальцы рук.
     Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Взрослый сопровождает игру четверостишием:

Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка.
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки.

     Пальчиковые игры с использованием атрибутики

     В пальчиковых играх второй группы используем различную атрибутику, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Используем пробки или баночки из под йогурта с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки. Используем дидактическую игру «Накорми витаминками куклу, лисичку», цель игры кто больше фасолинок (витаминок) даст кукле или лисичке.

  • Упражнение «Фасолинка».

      Ц е л ь. Развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.
     Ребенок выбирает в чашечке фасолинку и выполняет следующие манипуляции:

а) кладет фасолинку на одну ладонь и раскатывает ее другой;
б) берет фасолинку в щепоть и катает ее между пальцами;
в) катает фасолинку двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

Мы фасолинку в двух пальцах помнем,
О фасолинке зеленой мы споем.

г) кладет фасолинку на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Сопровождаем движения словами:

Катись, фасолинка, за окошко,
Катись, фасолинка, к нам в лукошко.
Ты катись, фасолинка, по столу,
Развлекай, фасолинка, детвору.
Пальчиковые игры с предметами

     Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение.

  • Упражнение «Лыжник».

     Ц е л ь. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.
    Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.).
     Взрослый дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец - это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам. Маршрут можно задавать в стихотворной форме:

Мы на лыжах шли-шли Мы на лыжах шли-шли,
И до дерева дошли. До сугроба мы дошли.
Дерево мы обошли Мы сугроб обошли
И дальше пошли. И дальше пошли.

     В пальчиковые игры можно играть в разные моменты жизни: сидя в очереди в поликлинике, на прогулке, дома на досуге. Вот еще один пример :

Этот пальчик – дедушка, (поглаживаем большой палец)
это пальчик – бабушка, (указательный)
этот пальчик – папа, (средний)
это пальчик – мама, (безымянный)
этот пальчик –я. (мизинчик)
Вот и вся моя семья. (хлопки в ладоши).

     Существует еще великое множество пальчиковых игр, при желании их всегда можно найти на просторах сети Интернет. Главное - заниматься. И тогда эффект (прогресс в речевом развитии Вашего ребенка и умелость его пальчиков) не заставит себя ждать.

Успехов! 

Консультацию подготовила воспитатель МАДОУ № 61 "Ромашка"

Юлия Анатольевна Ремезова

 

 


Отзывы и предложения
Если завтра в детский сад
Уроки логопеда
Мир природы
Музыка в нашей жизни
Устами младенца
Консультации для родителей
Вернисаж
Семья и семейные ценности
Контакты
Наши проекты
Полезные ссылки
Летние досуги
План мероприятий
Наши награды
Каникулы
Страничка педагога - психолога


Записей не найдено.

Читать все новости...



создание сайтов Profitsite © 2008 - 2017 ДС№61 Ромашка
Все права защищены