добавить в избранное  написать нам
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №61

РОМАШКА

г.Мытищи, улица Колпакова, д.26, корпус 1
ГЛАВНАЯ    ФОТОГАЛЕРЕЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ   КОНТАКТЫ

Влияние родительских установок на развитие ребенка

 Влияние родительских установок на развитие детей

Подготовила: воситатель Юлия Анатольевна Ремезова

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к  жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел» т. д. 

В отличие от сформировавшейся личности ребенок 3-5 лет не владеет психоэмоциональными защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребенку, оценкам их поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребенка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка « Ты все можешь!» победит установку « Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость – глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя. 

  Негативные установки Позитивные установки
Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь
"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить" замкнутость,отчужденность, безинициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению "Будь собой, у каждого в жизни есть друзья"
"Горе ты мое!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями "Счастье ты мое, радость моя!"
"Плакса-вакса, нытик!" Сдерживание эмций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоцинальное напряжение, страхи "Поплачь, будет легче"
"Вот дурашка, все готов раздать!" Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности общения со сверстниками, эгоизм "Молодец, что делишься с другими"
"Не твоего ума дело!" Низкая самооценка, задержка в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждение, конфликты с родителями "А как ты думаешь?"
"Ты совсем как твой папа (мама)" Трудности в общении с роителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка" "Папа у нас замечательный челове!", "Мама у нас умница!"
"Ничего не умеешь делать, неумейка!" Упрямство, повторение поведения родителя "Попробуй еще, у тебя обязательно получится!"
"Не кричи так, оглохнешь!" Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержка психического развития, безинициативность, низкая мотивация к достижению "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся"
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке) Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого"
"Негодники, все мальчики драчуны и забияки!" (девочке о мальчике) Нарушение в психосексуальном развитии, осложнение в межполовом общении, трудности в выборе друга пртивопоожного пола "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого"
"Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!" Чувство вины и страха, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!
"Неряха, грязнуля!" Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей вешности, неразборчивость в выборе друзей "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
"Жизнь очень трудна, вырастешь - узнаешь!" Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, пессимизм, подозрительность "Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!"
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность "Иди ко мне, давай разберемся вместе"
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка,  страхи, проблема сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги "На свете много добрых людей, готовых помочь тебе"
"Ах ты, гадкий утенок! И в кого ж ты такой некрасивый?!" Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушение в общении, чувство беззащтности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях "Как ты мне нравишься!"
"Нелья самому ничего делать, спрашивай разрешения у взрослых!" Робость, страхи, неуверенность в себе, безинициативность, боязнь старших, несамостоятельность, зависимость от чужого мнения, тревожность "Смелее, ты все сможешь сам!"
"Всегда ты все не вовремя, подожди!" Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение "Давай я тебе помогу"
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!" Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении со сверстниками, ощущение вседозволенности "Держи себя в руках, уважай людей"
"Одевайся теплее - заболеешь!" Повышенное внимание к своему здоровью, тревожность, страхи, частые простудные заболевания "Будь здоров, закаляйся"

 Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям?..

  • Я сейчас занят (а)…
  • Посмотри, что ты натворил!
  • Это надо делать не так…
  • Неправильно!
  • Когда же ты научишься?
  • Сколько раз я тебе говорила!..
  • Нет! Я не могу!
  • Ты сведешь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во все лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь,  если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив,  не уверен в себе.


А эти слова ласкают душу ребенка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Спасибо!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!..
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь своим успехам!
  • Чтобы ни случилось, твой дом твоя крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…


Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок – не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.


Отзывы и предложения
Если завтра в детский сад
Уроки логопеда
Мир природы
Музыка в нашей жизни
Устами младенца
Консультации для родителей
Вернисаж
Семья и семейные ценности
Контакты
Наши проекты
Полезные ссылки
Летние досуги
План мероприятий
Наши награды
Каникулы
Страничка педагога - психолога


Мы посадили своё дерево!
Акция "Наш лес - посади свое дерево!" 2017
Общее родительское собрание 2017 г
Вирус Коксаки: болезнь грязных рук
Здоровье-мудрых гонорар или что вы знаете об инсульте
Документальный фильм "Урок на всю жизнь"

Читать все новости...



создание сайтов Profitsite © 2008 - 2017 ДС№61 Ромашка
Все права защищены